Skip navigation.
Home

Навигация

Николай ГОЛЬ, Санкт-Петербург

 Николай Голь

Поэт, переводчик, драматург, детский писатель. Родился в 1952 году в Ленинграде. Окончил Ленинградский Институт культуры. Автор множества книг для детей, переводов стихов и прозы (от Эдгара По до Филипа Рота). Лауреат премии журнала «Нева» (2003 г.). Член Союза Санкт-Петербургских писателей, член Союза театральных деятелей.

2013-Голь, Николай

       ГЛУБИННОЕ КАЛАМБУРЕНИЕ

(краткий курс истории литературы)

 У нас всё время что-нибудь умирает: то критика, то роман, то рифма. Последнюю особенно жалко. Вот и захотелось доказать, что с ее помощью – даже используя только каламбурную или, в крайнем случае, полную –  можно до сих пор говорить более или менее осмысленные вещи.


    О форме и содержании

Что говорит поэтика про форму?
Нелепо видеть в ней одну проформу.
Но очень грустно, если содержанье
У формы, так сказать, на содержанье.

     О фабуле и сюжете

Лапидарною строфа была –
В ней таилась только фабула;
дальше – больше: весь уже там
событийный ход с сюжетом.

         О метафоре

Метафоры (иначе скажем – тропы) –
в поэзию проложенные тропы.
К примеру, на странице прочитаем:
«Роняетъ лѣс багряный свой уборъ»…
Вздохнув, отложим книгу прочь и таем,
очами сердца видя рощу: бор
здесь ни при чем – ведь, черт возьми, у бора
не может быть багряного убора!
Всего одним навеянные образом,
роятся мысли; вот таким-то образом
из букв живых, из еров и из ятей
встает картина мира без изъятий.

      О гиперболе и литоте

Могли б адекватно, понятно, умно жить,
Знать, что судьбоноснее: это ли, то-то, –
Но всё-то гипербола хочет умножить,
И всё приуменьшить мечтает литота.


О фривольном жанре

Эротику не путай с порно!
(Хотя порой различье спорно).


        О поэзии

Поэзия меня не достает:
Порой чего-то в ней недостает,
А иногда случается иное;
Когда певец, печалуясь и ноя,
По струнам бьет, под этот перебор
Я говорю: «Случился перебор –
Ты банковал с певучей цитрой в связке,
Да вот беда: не банк сорвал, а связки».
И пусть твердят, что я излишне строг
К творцам изящных стихотворных строк,
Не вылепить другого из меня им:
Ведь это – вкус, а вкус неизменяем.


          Разговор с одой об оде

«В чем же, ода, смысл твой просодический?» –
я пытал ее и так, и сяк.
Та в ответ: «Смешной вопрос. Одический
жанр совсем со временем иссяк.
Никуда теперь не суйся с одою.
В новой для себя тружусь я сфере
и пою: «Не мойте чашки содою,
мойте чашки и тарелки с “Ферри!”»

                О басне

В басне – то же самое, что в притче,
разве что сюжет у первой прытче.
Истина лишь раз остра, – а снова
всуе повторенная, что вата.
Басенная мудрая основа
скукою банальности чревата…
Мы все эти строки намарали,
дабы встать потверже на морали:
помни, баснописец – чтоб леченье
вправду исцелить могло порок,
ты не должен в вечном обличенье
преступать разумности порог.


Самоучитель по созданию криминального чтива
     Посвящается телесериалу «Тайны следствия»

Сочиняя роман, начинайте с пролога вы:
древность; предки бросают княжон из ладей…
А потом – современность: про деньги, про логово,
где заложников прячет пижон и злодей.
Будет эту интригу расследовать сладкая
прокурорша – и что тут гадать на бобах:
дома – с мужем, с уборкой, с кастрюлею, с латкою,
а в бою – амазонка: с колена бабах!
И накроют ребята злодея в укрывище,
и пойдет прокурорша со службы домой,
чтоб любимого мужа баюкать, укрыв еще
пледом сверх одеяла: хоть хилый, да мой!



           О постмодернизме

Когда прискучит в муках открывать,
где скрылась мысль в замысловатом стиле,
вы просто киньте книжку под кровать –
и можете считать, что отомстили.


О литературоведческой конференции

Одни доклад внимательно прослушали,
другие проболтали и прослушали,
но и вторые, что ушами хлопали,
докладчику не меньше первых хлопали.


Об авторских амбициях

Жалкий свой уход на дно итожа,
авторы поют одно и то же –
выдает нелепый гонор ария
о желательности гонорария.


           О семантике

Смысл до нас доходит через слово.
Но до нас доходит через слово.


Николай Михайлович ГОЛЬ, Санкт-Петербург. Поэт, переводчик, драматург, детский писатель. Родился в 1952 году в Ленинграде. Окончил Ленинградский Институт культуры. Автор множества книг для детей, переводов стихов и прозы (от Эдгара По до Филипа Рота). Лауреат премии журнала «Нева» (2003 г.). Член Союза Санкт-Петербургских писателей, член Союза театральных деятелей.