Skip navigation.
Home

Навигация

2021- БОБЫШЕВ, Дмитрий

Редакция «Связи времен» поздравляет
ДМИТРИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА БОБЫШЕВА
и желает юбиляру здоровья и многих лет творчества.
К 85-летию со дня рождения



НЕСКОЛЬКО ПЕРВЫХ ЦВЕТОВ

Тогда, в начале дня, в начале месяца,
я нес к тебе весеннее созвездьице.

Должно быть,
                  и нелепо и потешно
я шел, как с чистой склянкою аптечной.

Ты мыла волосы. Ты не хотела выйти.
как будто с возрастом,
                  как будто можно вырасти.

Должно быть,
                  так потешно, так застенчиво
я нес его в ладонях, словно птенчика,

весеннее прохладное созвездьице.
Оно ночами из-под снега светится.

Нечаянно приснится мне. Нечаянно.
Как ты.
            Ах, это все было в начале.

           Таврическая улица, май 1958



ВИДЫ

Не декабрь, а канделябр-месяц:
светятся окурки в глуби лестниц,
светятся глаза иных прелестниц,
зрят из-под зазубренных ресниц;
светят свято купола Николы,
охлаждая жар, и окна школы
отбивают явно ямб тяжелый 
и зеленый блеск наружных ламп.

На полметра высунулись ровно
в водостоках ледяные бревна,
нарисован город столь условно
сразу после оттепели, но
на часах выстуживает время
прапорщик-мороз. Ручное стремя
так само и прыгает в ладонь;
под колено бьет скамья, что вдоль
в ящике раскрашенном трамвая.
Едешь, на ходу околевая,
веруя: мол, вывезет кривая,
ежели не выдаст колея...

Белая, средь белых листьев, роза
в состоянии анабиоза
вдруг нарисовалась на стекле.
Это – мысль мороза о тепле.
Прапорщик-мороз, мороз-хорунжий
мира захотел при всем оружьи,
спирту ледяного, стопку стужи
он людскому вдоху предложил.
Вот и спотыкается прохожий,
и, на душу голую похоже, –
облако дыханья возле рта
держит он за край, замкнув уста.

Но заиндевел мороз-полковник
и один из видов заоконных,
словно бы окладом на иконах,
обложил на пляшущих стенах.
Там дома, собор собой закрывши,
и кресты, сияющие выше,
образуют кладбище на крыше,
золотое кладбище в душе.

Столько золотых надежд на чудо
и воспоминаний в нас – оттуда, – 
все должно вернуться из-под спуда,
только не вернется никогда.

Да, но уверяющим залогом
на бегу тяжелом и убогом
вижу я в продышанной дыре,
как с фасадов маски шлют гримасы,
львы встают, и шевелятся вазы,
головокружительные трассы
ангелы выводят в декабре.

1969


ТАНЕЦ

Люди ищут упрочить,
а природа обрушить,
мы вдвоем в этом обруче пляшем.

Люди ищут продления,
а природа забвенья,
странный танец мы пляшем с времен сотворенья.

Обруч вертится,
мы за руки держимся,
сквозь нас прорастает безумное деревце.

Но напрасная жизнь,
и напрасная смерть.
В женской плоти напрасно себя разуметь.


ПРОПИСИ

«Мрак то бархатен, то лаков», –
нежная, уже видна
не строка и не жена
фразою из полузнаков,
полуотсветов; она
яснится, двоясь. Однако
с бликом облик одинаков,
явленная нам – одна.

(Заново, того не зная,
мысль мою вочла в себя
чуткая, совсем ничья,
умница, красавка злая –
чудом.) И при чем тут я!
(Разве что, высвобождая,
я ее отъял от края
радужного бытия.)

Вылистнула здесь, расклята,
райская страница две
прописи: «Люби и верь».
Выкатила в жизнь покато
яблочной ланитой весть
(Божия, ей-ей, цитата).
Ведайте ее, читайте
замысел певучий весь!

В прорези никак не взглянет –
вскользь или в уклон слегка;
только в уголку белкà
дико ослепляет глянец.
Тень, зубчато-глубока,
тонет в нем и, с ним играясь,
гладями туманит грани…
Жарок окоем зрачка.

Вечное с минутным обок
(«верить и любить») легло,
окороновав чело
венчиком кавык и скобок…
(Видимо, сперва сошло
яркое перо от облак:
лунно-перламутров облик,
вписанный затем в гало.)

И – во взгляде – взгляд! И сполох
тихо полыхнул впотьмах,
выблеснул во всех углах
глаз – полудуховный порох.
И, что от листа враспах
тянется – туда – к воспорху
пташию, в воронках полых
буков отряхая прах, –
вымахал прозрачный взмах, –
пусть и не в самих глаголах –
метой ногтевой на голых,
белых и живых полях.

Петроградская сторона, январь 1978


СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Счастливый человек поцеловал в уста
Венецию, куда вернулся позже.
Такая же! Касаниями рта
ко рту прильнула тепло-хладной кожей.

Приметы на местах. Лев-книгочей;
зелено-злат испод святого Марка,
а мозаичный пол извилист и ничей:
ни Прусту, никому отдать его не жалко.
Ни даже щасному, счастливому себе.
Или – тебе? Поедем "вапореттом",
и вверим путь лагуне и судьбе,
и дохлым крабиком дохнет она, и ветром.

По борту – остров мертвых отдален:
ряд белых мавзолеев. Кипарисы.
Средь них знакомец – тех еще времен –
здесь усмиряет гневы и капризы
гниением и вечностью. Салют!
Приспустим флаг и гюйс. И – скорчим рыла:
где море – там какой приют-уют?
Да там всегда ж рычало, рвало, выло!

Но не сейчас. И – слева особняк
на островке ремесленном, подтоплен...
Отсюда Казанова (и синяк
ему под глаз!) в тюрягу взят был во-плен,
в плен, под залог, в узилище, в жерло, –
он дожам недоплачивал с подвохов
по векселям, и это не прошло...
И – через мост Пинков и Вздохов
препровожден был, проще говоря...

А мы, в парах от местного токая,
глядели, как нешуточно заря
справляется в верхах с наброском Рая.
Она хватала желтое, толкла
зеленое и делала все рдяно-
любительским, из кружев и стекла,
а вышло, что воздушно-океанно,
бесстыдно, артистически, дичась...
Весь небосвод – в цветных узорах, в цацках
для нас. Для только здесь и для сейчас.
В секретах – на весь свет – венецианских.

май 2001 г.
Шампейн, Иллинойс


ЧИТАТЕЛЮ

Книга-то еще и не издана
и тем более – для гаданья
пальчиками не перелистана...
А поэзия – это поющая истина.
Не навеки, так – на года...

Неужели это только с виршами,
или может и другой художник
выразить произносимое свыше?
Думаю, что да, тоже.

Ежели сказал, не солгав его,
в слове будет и смысл, и цвет, и вес,
и, конечно же, вкус, а главное –
верная и о главном весть.

Вылепленное, оно – как пляска,
а в цвете, – еще и певчее, вещее...
Сдобное, это же и есть пасха
для тебя, человече.

Люди – всего лишь миры, не более...
У любого мозг – полярный ледник.
Сердце – солнце. Океаны болями
и наслаждениями плавают в них.

Вот им оно и надобно, бесполезное,
но почему-то позарез и вдруг:
это баловство со словом, – поэзия,
млекопитающая, как грудь.

июнь 2001   Шампейн, Иллинойс


БОБЫШЕВ, Дмитрий Васильевич, Шампейн, Иллинойс. Поэт, эссеист, мемуарист, переводчик, профессор Иллинойского университета в г. Шампейн–Урбана, США. Родился в Мариуполе в 1936 году, вырос и жил в Ленинграде, участвовал в самиздате. На Западе с 1979 года. Книги стихов: «Зияния» (Париж, 1979); «Звери св. Антония» (Нью–Йорк, 1985, иллюстрации. М. Шемякина); «Полнота всего» (Санкт–Петербург, 1992); «Русские терцины и другие стихотворения» (Санкт–Петербург, 1992); «Ангелы и Силы» (Нью–Йорк, 1997); «Жар–Куст» (Париж, 2003); «Знакомства слов» (Москва, 2003); «Ода воздухоплаванию» (Москва, 2007); «Чувство огоромности» (Франкфурт–на–Майне, 2017). Автор–составитель раздела «Третья волна» в «Словаре поэтов русского зарубежья» (Санкт–Петербург, 1999). Автор литературных воспоминаний «Я здесь (человекотекст)» (Москва, 2003), «Автопортрет в лицах (человекотекст)» (Москва, 2008) и трехтомника «Человекотекст», 2014. Подборки стихов, статьи и рецензии печатались в эмигрантских и российских журналах.