- Купить альманах Связь Времен
- Связь времён, выпуск 12-13
- Библиография
- ГАРБЕР, Марина. Дмитрий Бобышев. Чувство огромности. Стихи.
- КАЦОВ, Геннадий. «В ОСТЕКЛЕНЕВШЕЙ ЗАДАННОСТИ...» (В связи с выходом поэтического сборника А. Парщикова)
- ФРАШ, Берта. Владимир Батшев. СМОГ: поколение с перебитыми ногами
- ФРАШ, Берта. Стихотворения поэтов русского зарубежья
- ШЕРЕМЕТЕВА, Татьяна. ЗАГАДКА ИГОРЯ МИХАЛЕВИЧА-КАПЛАНА ИЛИ МУЗЫКА ПОЭТА
- Интервью
- Литературоведение
- Переводы
- Ахсар КОДЗАТИ в переводе Михаила Синельникова
- Джалаладдин РУМИ в переводе Ины БЛИЗНЕЦОВОЙ
- Игорь ПАВЛЮК в переводе Витaлия НАУМЕНКО
- Лэнгстон Хьюз в переводе Ираиды ЛЕГКОЙ
- Перси Биши ШЕЛЛИ. Перевод с английского Яна ПРОБШТЕЙНА
- Эдвард де ВЕР, Перевод с английского Ирины КАНТ
- Сонеты ШЕКСПИРА в переводе Николая ГОЛЯ
- Филип ЛАРКИН в переводе Эдуарда ХВИЛОВСКОГО
- Поэзия
- АЗАРНОВА, Сара
- АЛАВЕРДОВА, Лиана
- АЛЕШИН, Александр
- АМУРСКИЙ, Виталий
- АНДРЕЕВА, Анастасия
- АПРАКСИНА, Татьяна
- БАТШЕВ, Владимир
- БЕЛОХВОСТОВА, Юлия
- БЛИЗНЕЦОВА, Ина
- БОБЫШЕВ, Дмитрий
- ВОЛОСЮК, Иван
- ГАРАНИН, Дмитрий
- ГОЛКОВ, Виктор
- ГРИЦМАН, Андрей
- ДИМЕР, Евгения
- ЗАВИЛЯНСКАЯ, Лора
- КАЗЬМИН, Дмитрий
- КАНТ, Ирина
- КАРПЕНКО, Александр
- КАЦОВ, Геннадий
- КОКОТОВ, Борис
- КОСМАН, Нина
- КРЕЙД, Вадим
- КУДИМОВА, Марина
- ЛАЙТ, Гари
- ЛИТИНСКАЯ, Елена
- МАШИНСКАЯ, Ирина
- МЕЖИРОВА, Зоя
- МЕЛЬНИК, Александр
- МИХАЛЕВИЧ-КАПЛАН, Игорь
- НЕМИРОВСКИЙ, Александр
- ОРЛОВА, Наталья
- ОКЛЕНДСКИЙ, Григорий
- ПОЛЕВАЯ, Зоя
- ПРОБШТЕЙН, Ян
- РАХУНОВ, Михаил
- РЕЗНИК, Наталья
- РЕЗНИК, Раиса
- РОЗЕНБЕРГ, Наталья
- РОМАНОВСКИЙ, Алексей
- РОСТОВЦЕВА, Инна
- РЯБОВ, Олег
- САДОВСКИЙ, Михаил
- СИНЕЛЬНИКОВ, Михаил
- СКОБЛО, Валерий
- СМИТ, Александра
- СОКУЛЬСКИЙ, Андрей
- СПЕКТОР, Владимир
- ФРАШ, Берта
- ХВИЛОВСКИЙ, Эдуард
- ЧЕРНЯК, Вилен
- ЦЫГАНКОВ, Александр
- ЧИГРИН, Евгений
- ШЕРБ, Михаэль
- ЭСКИНА, Марина
- ЮДИН, Борис
- ЯМКОВАЯ, Любовь
- Эссе
- Литературные очерки и воспоминания
- Наследие
- ГОРЯЧЕВА, Юлия. Памяти Валентины СИНКЕВИЧ
- ОБОЛЕНСКАЯ-ФЛАМ, Людмила - Валентина Алексеевна СИНКЕВИЧ - (1926-2018)
- СИНКЕВИЧ, Валентина
- ШЕРЕМЕТЕВА, Татьяна. Голубой огонь Софии ЮЗЕПОЛЬСКОЙ-ЦИЛОСАНИ
- ЮЗЕФПОЛЬСКАЯ-ЦИЛОСАНИ, София
- ГОРЯЧЕВА, Юлия - Ирина Ратушинская: поэзия, политика, судьба
- ГРИЦМАН, Андрей - ПАМЯТИ ИРИНЫ РАТУШИНСКОЙ
- РАТУШИНСКАЯ, Ирина
- Изобразительное Искусство
- От редакции
- Подписка
- 2017-ОБ АВТОРАХ
2017-ФРАШ, Берта. В л а д и м и р Б а т ш е в. СМОГ: поколение с перебитыми ногами.
Берта ФРАШ
В л а д и м и р Б а т ш е в. СМОГ: поколение с перебитыми ногами. – Литературный европеец», Франкфурт-на-Майне, 2017, 282 стр.
О книгах, главным героем которых является сам Владимир Батшев, писать нелегко. Именно потому, что Батшев – на самом деле герой (ниже я остановлюсь на этом подробнее). Его «Власов» и «Галич» – документально-литературные произведения, биографии людей, чьи судьбы чрезвычайно близки автору. Обе книги написаны что называется сердцем, но автор не навязывает своих мыслей и убеждений, он остаётся в тени, уважительно оставляя читателю право на самостоятельные выводы.
Анатолий Либерман, чьи статьи вызывают у меня особый интерес (с чтения его публикаций я обычно начинаю знакомство с очередным номером «Мостов»), дал замечательную оценку «жанру»: творческие портреты поэтов и писателей, собранные в двухтомник под заголовком «Мой литературный календарь».
В 54-м номере «Мостов» Анатолий Либерман, рассматривая этот труд, объясняет непредсказуемость оценок Батшева «абсолютной последовательностью лишь в двух вещах: в отрицании большевисткого варварства и в верности своему прошлому». От себя могу добавить, ещё и нетерпимостью к лимитчикам (Батшев – коренной москвич). Этим и нужно руководствоваться, читая книги Батшева. С такой характеристикой становятся понятны особые, очень личные, акценты автора. Впрочем, при чтении и удивляешься многому, и переживаешь за героя так, что порой берёт оторопь. Увлекательное чтение!
Этой же теме, возникающей неоднократно в «Календаре», посвящена и вновь изданная книга (юбилейная серия, под редакцией Гершома Киприсчи). Она автобиографична, её автор и герой – молодой поэт Владимир Батшев.
История возникновения и преследования литературного движения СМОГ советским режимом – это страницы прошлого века. Но не прошедшего времени! По убеждению автора, в фаворитах современной имперской России – её единомышленники, прислужники. На них распространяются поощрения.
«Былое и думы» – буквальное отражение содержания этой книги. Молодые люди хотели по-своему выражать свои мысли. «Смелость, Мысль, Образ, Глубина – символы нашего творчества», пишет Батшев. САМОЕ МОЛОДОЕ ОБЩЕСТВО ГЕНИЕВ – название придумал Леонид Губанов, уверенный, не без поддержки окружения, в своей гениальности» (стр. 30).
В книге много фотографий. Партитура эпохи: даты воспоминаний позволяют сохранить для истории искусства и демократии в России развитие событий, реакцию властей и многое, что вызывает глубокое сопереживание главному герою. Страницы публичных выступлений и преследований чередуются с моментами личных потрясений (среди них – сама поэзия, первая любовь, публичные чтения своих стихов, аресты), с встречами и деятельностью, вплоть до эмиграции. Опытный романист, автор использует документы, публикации зарубежной прессы, таким образом укрепляя свои воспоминания впечатлением, реакцией извне. Интересны документы зарубежной прессы, в которых даётся оценка творчеству поэтам и прозаикам СМОГа (напр., В. Батшеву, А. Урусову и др., 212-221 стр.). Не потеряло актуальности замечание западному миру, проявляющему «необоснованную осторожность, вытекающую из ложно понятого положения в нашей стране» («Посев», 1965 г., 190 стр.). «Кодекс права» 1965 года – «преждевременный документ» московской комсомольской верхушки – поражает далеко идущими планами воспитания общественно-политического идеала (182-184 стр.). Кажется, его успешно реализовали в России.
Владимир Батшев благодарен людям, оказавшим на него воспитательно-образовательное влияние: Владимир Соломонович Библер, Валерий Яковлевич Тарсис, Владимир Буковский. Читатель ощущает переход от состояния эйфории молодого человека к общественной демократической борьбе. «Так постепенно от несюжетной суггестивной поэзии многие из нас переходили к гражданской лирике».
По всей стране было уже больше сотни человек смогистов (стр.175). «Благодаря Буковскому» осенью 1965 года в СМОГе начала проявляться «его общественная линия». Многие из смогистов считали, что Буковский «повернул литературное аполитичное общество на рельсы общественно-политической организации».
Читая воспоминания Батшева, буквально чувствуешь присутствие заинтересованной публики, слушающей авторское чтение стихов у памятника Маяковскому. Ах, эти мальчики ещё не знали, как КГБ ломает психику и ноги! Родители героя жили в «самой счастливой стране», удивляясь «странному» поведению сына. Батшев не жалуется, но чувствуется, что поддержки дома он не имел. Он нашёл понимание позже, у жены – Галины Чистяковой.
Нетрудно подсчитать, сколько было автору в 1965 году, когда он впервые был задержан и получил 15 суток «исправительных работ». Затем психбольница, любимый исправительный комбинат КГБ. Этот кошмар «вспоминать неприятно», но разве можно зыбыть?! В ночь 21-22 апреля 1966 года Владимира Батшева забрали: тюрьма, 5 лет ссылки. Невозможно не сопереживать, понимая, что пришлось испытать в молодости герою воспоминаний.
В книге много и о других смогистах. Об их участи, творчестве и дальнейшей судьбе. Пасынки своего времени, они утвердили себя в жизни по-разному. Признание чужого творчества и организаторские способности проявились в успешной редакторской и издательской деятельности Владимира Батшева. И в этом «верность своему прошлому»!
Кажется, он безгранично щедр в оценке творчества Леонида Губанова – гений, «поэт от Бога. Думаю, после Есенина и Маяковского – он третий, кто был поэтом от Бога. (Бродский – гениальный поэт, но от культуры.) Как Пастернак, как весь Серебряный век». Леонид Губанов умер в 1983 году. «Александр Урусов, Юлия Вишневская, Александр Соколов, Евгений Кушев, Иосиф Киблицкий, Сергей Евдокимов, Леонид Школьник, Андрей Гайворонский, Владимир Батшев – эмигрировали в разные годы на Запад».
Сопереживание этим воспоминаниям позволяет понять, почему так трудно Владимиру Батшеву промолчать, не высказаться там, где подразумевается большевисткая суть. Может быть, некоторые из нас были у памятника Маяковскому, слушали стихи. Может быть, некоторых из нас вызывали «на беседу». Но героем был и остался он, Владимир Батшев, молодой, смелый и наивный. Верный своему прошлому, один из тех, кто видит мир по-своему. Благодарный своим учителям, Владимир Батшев защищает нравственные ценности, в которых убеждён и которым следует сам.
Берта ФРАШ, Германия